Образовательные организации: новые ориентиры для повышения безопасности

Наталья Ключевская

Образовательные организации: новые ориентиры для повышения безопасности
belchonock / Depositphotos.com

Вопросы обеспечения безопасности граждан всегда находятся в центре внимания федеральных властей. Российское законодательство насчитывает множество нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к обеспечению безопасности. Одно из приоритетных мест в этой системе правовых документов занимают те, которые нацелены на обеспечение безопасности обучающихся – воспитанников детских садов, школьников и студентов ссузов и вузов. Поскольку учебные заведения относятся к местам массового пребывания людей, то и угроза совершения в них террористических актов и иных противоправных действий достаточно высока. В связи с этим в целях отражения современных угроз законодательство в этой части периодически актуализируется.

Но ситуация, произошедшая 11 мая в казанской гимназии, в очередной раз показывает, что система обеспечения безопасности образовательных организаций несовершенна и иногда может давать сбой, который чреват трагическими последствиями. Стали ли причиной недавней трагедии небезупречные нормативные предписания или действия (бездействие) органов и должностных лиц, обязанных их исполнять, – чиновникам еще предстоит выяснить, но реакция уже последовала и от Президента РФ Владимира Путина, который дал отдельное поручение директору Росгвардии Виктору Золотову проработать новое положение о видах оружия, которое может быть в гражданском обороте и находиться на руках у населения. Оперативно отреагировала на призыв главы государства и Госдума – Комитет по безопасности и противодействию коррупции на заседании 12 мая рекомендовал депутатам принять в первом чтении законопроект, вводящий дополнительные основания для отказа в выдаче лицензий на приобретение оружия, а также для аннулирования уже выданных лицензий. Не осталось в стороне и Минпросвещения России – в день трагедии ведомство направило в регионы рекомендации по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений.

На действующих мерах по обеспечению антитеррористической защищенности объектов и территорий образовательных организаций и новых рекомендациях Минпросвещения России остановимся более подробно.

 

Действующие требования

На федеральном уровне в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Требования). Оно содержит обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов и территорий образовательных организаций. Причем эти требования дифференцированы в зависимости от категории опасности объектов (территорий), которая, в свою очередь, зависит от количества совершенных терактов или предпринятых попыток к их совершению, прогнозируемого количества пострадавших, а также прогнозируемого размера материального ущерба и ущерба окружающей природной среде (п. 13 Требований).

Целый раздел Требований посвящен мероприятиям по обеспечению антитеррористической защищенности объектов и территорий. Речь идет о комплексе мер, направленных на: воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты и территории; выявление нарушителей установленных на объектах и территориях пропускного и внутриобъектового режимов или признаков подготовки или совершения теракта; пресечение попыток совершения терактов; минимизацию возможных последствий их совершения и ликвидацию такой угрозы; обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности; выявление и предотвращение несанкционированного проноса или провоза и применения на объекте, территории токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений (п. 17 Требований). По каждому из указанных направлений конкретизирован перечень мероприятий – например, организация пропускного режима, проведение антитеррористических учений и тренировок, организация системы видеонаблюдения, оснащение системами передачи тревожных сообщений и т. п.

Правильно составить паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) образовательной организации поможет примерная форма, размещенная в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Кроме того, предусмотрена необходимость разработки на каждый объект паспорта безопасности, в который включаются общие сведения об объекте или территории, сведения о работниках, обучающихся и иных лицах, находящихся на объекте или территории, данные о критических элементах объекта или территории, прогноз последствий в результате совершения на объекте или территории теракта, силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта или территории, меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта, выводы и рекомендации. Также в паспорт могут быть включены дополнительные сведения с учетом особенностей объекта или территории при их наличии.

Паспорт безопасности объекта (территории) относится к документам, содержащим служебную информацию ограниченного распространения с пометкой «Для служебного пользования». Он составляется на каждый объект или территорию в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования, а актуализируется не реже одного раза в 5 лет, а также при изменении общей площади и периметра объекта или территории, количества критических элементов объекта, территории и мер по инженерно-технической защите (п. 43, п. 48 Требований).

Напомним, в целом ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов и территорий возлагается на руководителей органов или организаций, являющихся правообладателями таких объектов и территорий, а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на них (п. 5 Требований).

Отметим, в целях повышения эффективности работы по реализации рассматриваемых требований к антитеррористической защищенности объектов и территорий образовательных организаций в начале прошлого года были выпущены Методические рекомендации Минпросвещения России (Письмо Минпросвещения России от 28 января 2020 г. № ВБ-85/12 «О направлении методических рекомендаций»). Они предназначены для применения в практической деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов и территорий при организации и проведении их обследования, подготовке актов обследования и категорирования объектов и территорий организаций, при определении перечня необходимых мероприятий по обеспечению защищенности с учетом установленной категории опасности. В документе разъясняется порядок организации деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов и территорий, разработки, согласования и утверждения организационно-распорядительных документов по ее обеспечению, особенности заполнения актов обследования и категорирования объектов, территорий.

 

Новые рекомендации

Поскольку обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности по п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, Минпросвещения России направило в регионы Письмо от 11 мая 2021 г. № СК-123/07 с рекомендациями по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений. В частности, ведомство призывает выработать дополнительные меры с учетом анализа обстановки в субъекте РФ, провести проверки состояния защищенности организаций, организовать разъяснительную работу в педагогических коллективах, провести классные часы о законопослушном поведении, общешкольные родительские собрания.

Ключевым моментом документа является рекомендация каждой общеобразовательной организации в части разработки антикризисного плана – плана действий в чрезвычайных ситуациях для организации эффективных действий всех участников образовательных отношений в кризисной ситуации. Речь идет плане, направленном на обеспечение физической, психологической безопасности и благополучия обучающихся и сотрудников.

В качестве структурных элементов антикризисного плана упоминаются организационный (для определения должностных лиц, отвечающих за планирование и порядок действий в условиях ЧС), методический (для формирования критериев для оценки эффективности работы) и ресурсный (для решения материально-технических и кадровых вопросов) блоки. Каждый из этих элементов должен быть сформирован с учетом и в зависимости от:

типов ЧС; признаков, определяющих кризисный характер событий; алгоритма действий; порядка и критериев определения медицинской и психологической травмы; особенностей выявления учащихся и сотрудников, которым может потребоваться последующая консультация; порядка действий в отношении обучающихся, сотрудников, родителей, СМИ; возможности использования дополнительных внешних ресурсов; правил оценки эффективности действий и необходимости доработки и изменения кризисного плана; необходимости проведения обучающих тренингов для сотрудников; порядка информирования о кризисной ситуации и плане действий в самой образовательной организации.

Помимо общих положений, в плане целесообразно прописать детали – ход действий, время, место, ответственных лиц, технические средства и т. п. «Именно с целью разработки и реализации подобного плана действий в образовательных организациях необходимо создавать школьные антикризисные команды», – подчеркивается в документе. Предполагается, что между членами такой команды будут распределены полномочия по оповещению, регулированию и выстраиванию системы коммуникации, обеспечению контроля слухов, обеспечению первой психологической, социальной и медицинской помощи, взаимодействию со СМИ, обеспечению эвакуации и перевозки, проведению индивидуального и группового консультирования, планированию и проведению работы с последствиями кризисной ситуации. При этом уточнено, что за каждую функцию должны отвечать 1-2 члена команды. «Важно помнить о том, что контактная информация о команде должна быть доступна и размещена около телефона, на доске объявлений и т. д.», – подчеркивается в письме.

В министерстве считают, что члены антикризисной команды должны иметь представление о биологических и психологических проявлениях, характерных для острой реакции на стресс, которые помогут им правильно спланировать шаги по оказанию помощи. В реализации такого планирования ведомство советует учитывать как минимум три аспекта, определяющих первоочередность в оказании помощи:

аспект физической близости к месту события (за пределами, рядом или в центре зоны бедствия, в пределах слышимости); социально-психологический аспект (в число наиболее уязвимых и нуждающихся в поддержке попадают различные группы людей, среди них – те, кто идентифицирует себя с жертвой или уподобляется ей, знакомые, дальние родственники или близкие друзья, семья); население группы риска (крайне чувствительные люди, люди, переживающие сложный личный или социальный кризис, люди, потерявшие близких за последний год или имеющие свежую подобную травму) – в число таких лиц, прежде всего, попадают травмированные дети, семья, родители, свидетели события, друзья пострадавших, одноклассники, педагоги, персонал образовательного учреждения, администрация учреждения, представители вышестоящих организаций.

Принимая во внимание, что в условиях реальных кризисных ситуаций собственных ресурсов образовательной организации может быть недостаточно, Минпросвещения России считает необходимым координировать их работу с региональными антикризисными подразделениями как неким внешним консультантом, оказывающим помощь как на стадии формирования антикризисной команды, ее обучения, так и непосредственно в условиях ЧС. Например, это может быть представитель антикризисного подразделения или городской службы экстренной психологической помощи. Круг его вопросов определяется не только консультациями и поддержкой антикризисной команды, но и оказанием помощи при проведении психологического дебрифинга – одноразовой слабоструктурированной психологической беседы с человеком, пережившим экстремальную ситуацию или психологическую травму, предупреждением синдрома «сгорания» у членов антикризисной команды.

Минпросвещения России полагает, что залогом успешной реализации плана поведения в кризисной ситуации может стать ознакомление с ним всех сотрудников, обсуждение технических и психологических моментов поведения в соответствующих ситуациях и проведение тренировочных сборов. Ведь только четкие и слаженные действия всех членов антикризисной команды, отработанные в ходе регулярных тренингов и учений, сможет обеспечить их эффективную работу, считают в министерстве.

 

***

Несмотря на то что в последние годы государство много делало для обеспечения безопасности школьников – как на законодательном, так и на организационном уровне, этих мер явно недостаточно для предотвращения угроз. На это обратила внимание и Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Очевидно, что сделано не все. И власть, и общество должны извлечь уроки из этой трагедии», – заключила она.

Полагаем, что соответствующие полезные выводы должны лечь в основу законодательных поправок, касающихся совершенствования системы безопасности образовательных организаций, и стать стимулом для поиска более эффективных моделей обеспечения безопасности в части условий для сохранения жизни, здоровья обучающихся и работников образовательных организаций.

Источник: garant.ru

39 комментария

I feel this is one of the most vital information for me. And i am glad studying your article. However should observation on few basic things, The web site style is wonderful, the articles is truly great : D. Just right job, cheers

Hi! I know this is somewhat off topic but I was wondering which blog platform are you using for this website? I’m getting tired of WordPress because I’ve had issues with hackers and I’m looking at options for another platform. I would be great if you could point me in the direction of a good platform.

Great V I should definitely pronounce, impressed with your site. I had no trouble navigating through all the tabs as well as related information ended up being truly easy to do to access. I recently found what I hoped for before you know it at all. Quite unusual. Is likely to appreciate it for those who add forums or something, website theme . a tones way for your customer to communicate. Excellent task..

Nice post. I learn something more challenging on different blogs everyday. It will always be stimulating to read content from other writers and practice a little something from their store. I’d prefer to use some with the content on my blog whether you don’t mind. Natually I’ll give you a link on your web blog. Thanks for sharing.

hello there and thank you for your information – I’ve certainly picked up something new from right here. I did however expertise several technical points using this site, since I experienced to reload the site many times previous to I could get it to load correctly. I had been wondering if your web hosting is OK? Not that I’m complaining, but slow loading instances times will often affect your placement in google and could damage your quality score if ads and marketing with Adwords. Well I am adding this RSS to my e-mail and can look out for a lot more of your respective exciting content. Ensure that you update this again very soon..

Together with everything which appears to be developing inside this subject matter, a significant percentage of perspectives are actually very exciting. Nonetheless, I am sorry, but I do not subscribe to your entire idea, all be it exhilarating none the less. It seems to me that your comments are generally not totally validated and in fact you are generally yourself not even completely confident of your point. In any event I did appreciate reading through it.

I simply wished to appreciate you all over again. I’m not certain what I would have undertaken in the absence of the type of strategies documented by you directly on such theme. It truly was a very daunting crisis in my circumstances, however , understanding your expert manner you resolved it forced me to leap with contentment. I am happy for the work and even sincerely hope you comprehend what a powerful job you were accomplishing training people today by way of your web blog. I am certain you’ve never encountered all of us.

Have you ever thought about including a little bit more than just your articles? I mean, what you say is fundamental and everything. However just imagine if you added some great pictures or videos to give your posts more, «pop»! Your content is excellent but with images and video clips, this site could undeniably be one of the most beneficial in its niche. Excellent blog!

Woah! I’m really digging the template/theme of this blog. It’s simple, yet effective. A lot of times it’s tough to get that «perfect balance» between user friendliness and visual appearance. I must say you’ve done a very good job with this. In addition, the blog loads super fast for me on Opera. Exceptional Blog!

I carry on listening to the rumor talk about receiving free online grant applications so I have been looking around for the most excellent site to get one. Could you tell me please, where could i find some?

It’s a pity you don’t have a donate button! I’d without a doubt donate to this outstanding blog! I suppose for now i’ll settle for book-marking and adding your RSS feed to my Google account. I look forward to fresh updates and will talk about this website with my Facebook group. Chat soon!

Howdy, i read your blog from time to time and i own a similar one and i was just wondering if you get a lot of spam feedback? If so how do you stop it, any plugin or anything you can recommend? I get so much lately it’s driving me mad so any help is very much appreciated.

After research a couple of of the weblog posts on your web site now, and I really like your method of blogging. I bookmarked it to my bookmark website listing and might be checking again soon. Pls take a look at my site as well and let me know what you think.

Hi! I just wanted to ask if you ever have any trouble with hackers? My last blog (wordpress) was hacked and I ended up losing several weeks of hard work due to no data backup. Do you have any methods to protect against hackers?

You can definitely see your expertise within the paintings you write. The arena hopes for more passionate writers like you who aren’t afraid to mention how they believe. Always go after your heart. «A simple fact that is hard to learn is that the time to save money is when you have some.» by Joe Moore.

I am extremely impressed with your writing talents and also with the format to your blog. Is that this a paid topic or did you modify it yourself? Either way keep up the nice quality writing, it is rare to look a great blog like this one these days..

Добавить комментарий

*

13 + тринадцать =